Разумеется, винодельческая история Австралии не столь древняя, как сам континент. Сначала европейцы усилиями голландца Виллема Янсзона открыли Северную Австралию; восточную часть континента много позже открыл англичанин Джеймс Кук. Совершенно очевидно, что до той поры аборигены вина не пили.
Первые образцы виноградной лозы оказались в Австралии в конце XVIII в., их привезли для ботанического сада, а первые официально зарегистрированные виноградари появились в начале XIX столетия. Первые виноградники в Хантер- Вэлли на восточном побережье континента разбил шотландец Джеймс Басби, уже имевший опыт выращивания лозы во Франции, и в своем начинании добился успеха. Вскоре виноградники были высажены по всей Австралии: помимо Хантер- Вэлли они появились в южной части континента, в окрестностях Аделаиды, Саутерн-Вэйл и Бароссы.
Первые вина по вкусу напоминали современные вина из долины Роны, что объяснялось избытком солнца и большим недостатком влаги. Не без определенного нахальства в Лондоне они продавались под маркой «Австралийское Бургундское» или даже просто «Бургундское».
Стремительный и весьма неожиданный толчок развитию австралийского виноделия дало окончание Первой мировой войны, когда тысячи солдат разом остались без дела. В качестве импульса к началу новой жизни правительство всячески пропагандировало такой вид деятельности, как виноградарство и виноделие, в чем весьма преуспело. И даже слишком: результатом деятельности армии новоиспеченных виноделов стал кризис перепроизводства вина. Тогда основные усилия производители направили на выпуск крепленых вин типа портвейна или хереса.
Вплоть до 1960-х гг. австралийцы предпочитали пить пиво и джин, на внутреннем рынке местные вина шли главным образом на удовлетворение потребностей представителей греческой и итальянской диаспор. Когда же правительство приняло меры по сокращению допустимого количества алкоголя в крови при управлении автотранспортом, ситуация начала меняться.
Потребление вина как дома, так и в барах и ресторанах стало постепенно расти. Вырос интерес к качественным винам, хотя рынок дешевого массового вина оставался весьма оживленным — вино в пакетах и жестяных банках по-прежнему сохраняло популярность.
Мировой стиль потребления вина изменился в 1970-е гг., когда резко возрос интерес к сухим винам. Австралийские производители отреагировали на эту тенденцию поиском более прохладных земель под новые виноградники, где можно было бы высадить такие сорта, как Совиньон Блан, Коломбар, Рислинг, Шенен Блан и Шардоне. Подходящие условия были обнаружены, в частности, в Эден-Вэлли и Кунаварре.
Похожие процессы коснулись и производства красных вин. Правительство страны имеет далеко идущие планы, целью которых является вывод Австралии в число крупнейших винопроизводящих стран вслед за Францией, Италией и Испанией.
Хотя вино в Австралии производят уже достаточно давно, настоящий прорыв для Австралии состоялся лишь в последние 20 лет. За это время австралийские вина вошли в обиход во всем мире, тогда как новозеландские, к сожалению, известны пока только узкому кругу знатоков, но сложившаяся ситуация может вскоре измениться. Ни одна из стран Нового Света не подверглась такому серьезному влиянию целой винной философии, как Австралия. Здесь винодельческая индустрия была основана иммигрантами из Европы, сумевшими в итоге наладить столь высокотехнологичное производство, что в этой стране стало возможным получать качественные вина по довольно низкой цене.
Европейские производители даже были вынуждены принимать меры по защите своей продукции от австралийской, однако широкие массы потребителей продолжают делать свой выбор в пользу доходчивых, округлых, полнотелых и располагающих австралийских вин, которые к тому же существенно дешевле. Похоже, в этой борьбе виноделы Австралии сумели не только завоевать рынок, по и добиться гораздо большего: многочисленные специалисты с Зеленого континента получают знания в европейских компаниях и в свою очередь обучают коллег искусству достижения выдающихся результатов.
И вот уже все больше и больше австралийцев сами организуют на юге Франции совместные предприятия по выпуску франко-австралийских вин. Подобными успехами не может похвастаться никакая другая страна винодельческого «нового света».