Ценообразование на винодельческих предприятиях характеризуется тремя видами цен: оптовая цена предприятия, свободноотпускная цена предприятия, розничная цена.
Оптовая цена предприятия состоит из полной себестоимости продукции и плановой прибыли. По этой цене рассчитывают объем реализуемой, товарной и валовой продукции. На основе оптовой цены рассчитывают размер полученной прибыли.
Свободноотпускная цена предприятия представляет собой цену, по которой реализуется продукция в торговую сеть по разным направлениям сбыта. Она состоит из оптовой цены предприятия плюс акциз, плюс налог на добавленную стоимость. После реализации продукции по свободно отпускной цене выручка направляется в распоряжение предприятия. Акциз и налоги на добавленную стоимость поступают в государственный бюджет.
Розничная цена — это цена, по которой винодельческая продукция продается населению торговыми организациями. Она больше свободноотпускной цены предприятия на величину торговой скидки, которую получают торговые организации для компенсации затрат, связанных с реализацией продукции населению (реклама, транспортные затраты, зарплата продавцов) и получением прибыли.
При ценообразовании на основе цен, принятых на соответствующем рынке, применяются такие цены, которые сохраняются на стабильному равные по отношению к соответствующим товарам на протяжении длинного периода в конкретных рыночных условиях.
Аукционный метод определения цен на коллекционное вино используется на оптовых рынках, товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.п. Практикуются две разновидности определения цен:
- Повышающий метод проведения аукциона, если сначала называется самая низкая цена, после чего идет ее повышение («Кто большее? », а вино достается тому, кто предлагает самую высокую цену.
- Понижающий метод проведения аукциона, если сначала называется самая высокая цена и, если покупатель за такую стоимость не находится, тогда постепенно идет ее снижение к гарантированной реализации вина.