Виноторговля, отрасль торговли, обеспечивающая движение вина из сферы производства в сферу потребления.
Еще в древности в результате разделения труда процессы реализации, хранения и перевозки вина отделились от производителей: этим стали заниматься виноторговцы. Геродот (между 490—480 — около 425 до н. э.) свидетельствует, что вино в Египет завозили 2 раза в год из разных стран, в т. ч. из Финикии, мореплаватели которой открыли путь вину в страны Азии, Африки и Европы. Он отмечает, что в древнем мире высоко ценились вина Армении, которые вывозились даже в Месопотамию. Большую роль в развитии виноторговли сыграли древние греки, которые поставляли вино в свои колонии на кораблях, груженных 2—3 тыс. амфор. Как отмечает Диодор Сицилийский (около 90—21 до н. э.), римские торговцы, путешествуя по Галлии, меняли амфору вина на раба. После завоевания римлянами (58 до н. э.) этой страны в ней увеличилось потребление вина за счет его ввоза из Италии, а также местного производства. Ко 2 в. вина этого региона конкурируют с итальянскими и начинается их вывоз в Рим. Вино в городах продавалось в розницу, а на месте производства — оптом. Известна и продажа урожая винограда на кустах. Правила торговли были строго регламентированы. Закупаемое вино подвергалось дегустации. Виноторговцы объединялись в корпорации, первая из которых была организована императором Александром Севером (208—235). При византийском императоре Юстиниане I были изданы (533) специальные правила о виноторговле, которой занимались свободные граждане либо бывшие рабы. В первые годы своего появления виноторговли была освобождена от налогов. С развитием виноделия начинается конкуренция между виноторговцами, многие государства вводят пошлины (до 20%) на ввоз вина, стимулируя своих винопронзводителей. Падение Римской империи (476) привело к упадку виноградарства и виноделия. Арабские (7 в.) и турецкие (15 в.) завоевания отрицательно сказались на европейской виноторговли, и в середине века она сохраняется только внутри отдельных стран. В 16 в. из-за нехватки вина был запрещен его вывоз из Италии. В средние века получили известность рейнские вина; есть свидетельства, что папа Пий II (1405 —64) ежегодно их закупал. Цены на вина стали расти из-за больших пошлин, вводимых феодалами. В германских городах для хранения завезенных вин создавались общественные подвалы, дававшие большие доходы. В 1645 за счет таких доходов г. Гамбург приобрел 22 орудия, на которых была сделана надпись: „Нектар Вакха обладает даром делать оружие для Марса". Во Франции экспорт вина оживился в 10 в., когда стала ощущаться нехватка рейнских вин. После перехода бордоских виноградников во владение английского короля (1152) начался вывоз французских вин в Англию. Виноторговля стран Пиренейского полуострова, пришедшая в упадок во время арабского владычества (711—1492), оживилась после его окончания и особенно с открытием Америки. В 13 в. усилилась конкуренция между австрийскими и венгерскими виноторговцами, что привело в 14 в. к полному запрету ввоза венгерских вин в Австрию. Но для того чтобы экономическими связи между этими странами не прекратились, венгерские вина при императоре Леопольде I (1658— 1705) были допущены на австрийский рынок с 30%-ной пошлиной, вследствие чего венгерские виноторговцы начали поставлять вино на рынки Польши, России, Пруссии. В 14в. в Россию завозились при помощи германской Ганзы греческие, французские, германские, испанские и венгерские вина. Екатерина II посылала военные отряды для сопровождения токайских вин, предназначенных для двора. В конце 18 в. основным товаром, поступающим в Россию через таганрогский порт, было вино. В путевых записках „Хождение за три моря" русский путешественник Афанасий Никитин пишет, что среди поставщиков вина в Россию было и Молдавское княжество. Развитие виноградарства и виноделия и освоение европейцами новых рынков сбыта привели к резкому оживлению виноторговли В 19 в. виноторговля, как виноградарство и виноделие, знала периоды подъема и спада, связанные с болезнями и вредителями винограда и войнами. Для некоторых стран вино стало одним из основных товаров. Стоимость экспортируемых вин превысила в 80-х гг. 20 в. сумму 1 млрд. долларов США в год. Около 20% современной виноторговли приходится на долю марочных бутылочных вин контролируемых наименований из Франции, Испании, Италии, Германии и др. стран. В экспорте игристых вин первые места занимают Франция и Италия.