Главная Виноградарство Производство и обмен

Производство и обмен

вино и виноград

В дополнение к социальному и идеологическому значению, два важных экономических ритма легли в основу истории виноградарства и вина: процессы производства и обмена. Способы выращивания винограда, связанные с ним трудовые отношения и методы винификации должны пониматься как части производственного процесса, в то время как распределение вина, его маркетинг и торговля, а также его использование в качестве инвестиций связаны с обменом. Со сменой экономических структур менялись производство и обмен винограда и вина.
Методы виноградарства и винификации не менялись на протяжении веков, и в некоторых частях Португалии, Греции и Италии все еще возможно найти вино, сделанное так же, как и почти 2000 лет назад. Крайне важно различать две разные системы, в которых производилось вино: одна — это натуральная поликультурная экономика, в которой выращивались лозы, и изготовлялось вино как часть более широкой внутренней экономики домохозяйства, а другая — ориентированная на рынок монокультура виноградных лоз.
В основе понимания развития виноградарства и торговли вином лежали процессы, с помощью которых распределение этих двух типов экономики изменилось как территориально, так и во времени. Меллели и Перари (1978), например, продемонстрировали, как традиционная система смешанного посева Умбрии была заменена в 1960-х и 1970-х годах монокультурой виноградников. Этот процесс происходил на протяжении всей истории, и поэтому он обеспечивает ключевую позицию на изложенные аргументы.

Вторым аспектом производственного процесса виноградарства является система труда, связанная как с выращиванием виноградных лоз, так и с производством вина. Значительная информация по этим вопросам сохранилась с римского периода в работах, например, Колумеллы (1941, 1954, 1955), Варро (1912) и Катона (1933), и ее интерпретация широко обсуждалась (Carandini, 1983; Duncan-Джонс, 1974 и Черния, 1986).
Использование рабов и их стоимость, имели ключевое значение для изучения роли вина в римской экономике.
Появление возрожденной винодельческой промышленности в период средневековья и рост коммерческих виноградников были основаны на совершенно иной системе труда, связанной с включением виноградарства в феодальную экономику Центральной и Северной Европы.
В последнее время при капиталистическом способе производства, когда цена труда возросла, производство вина сдвинулось в сторону механизации.
Это также связано с необходимостью создания новых продуктов, более подходящих для расширяющегося рынка. Крупные коммерческие владельцы виноградников для повышения производительности труда используют трактора, машины для сбора винограда, современные системы ферментации и розлива в бутылки.
Значение вина как предмета торговли, особенно в классическую древность и в средневековый период, делает его особенно интересным для понимания появления механизмов обмена при различных социальных и экономических структурах. Ключевые вопросы, которые необходимо рассмотреть в этом контексте, включают влияние политических альянсов на модели экономического взаимодействия, развитие кредитных систем и других финансовых институтов, а также преобразование некоторых товаров в капитальные вложения.
Эти три темы рассматриваются в разных местах книги, причем особое внимание уделяется взаимосвязи между политическими и экономическими интересами при определенных политических альянсах в контексте англо-гасконской торговли вином четырнадцатого и пятнадцатого веков (Джеймс, 1971), а также в отношении договора 1703 года между Метуеном между Англией и Португалией (Фрэнсис, 1966).
Оба эти примера иллюстрируют степень, в которой экономические соображения лежат в основе развития политических союзов, а также то, как политические конфликты, выражающиеся в виде военных действий, влияют на коммерческие отношения.
История англо-гасконской торговли вином является классическим примером того, как война серьезно подорвала торговлю между двумя странами, но при сохраняющейся популярности кларета в Англии она также иллюстрирует, каким образом основные экономические соображения могут преодолеть временные политические разногласия.
Договор Метуэна, являющийся результатом войны на европейской арене, представляет собой прекрасный пример методов, с помощью которых английские купцы основывали заводы за рубежом в XVII и XVIII веках, что привело к увеличению торговли между Англией и Португалией.
Эти события тесно связаны с появлением того, что Валлерстайн (1974; 1980) назвал современной системой мира, и с установлением европейскими державами колониальных интересов в Африке, Америке и Азии. Критическим для понимания развития современного капитализма является анализ развития новых кредитных и банковских систем в шестнадцатом и семнадцатом веках (Braudel, 1982).
Это позволило торговле легче распространяться на дальние расстояния и способствовало расширению колониальных интересов. Поэтому при изучении развития виноградарства в районах, далеких от его средиземноморского ядра, важно рассмотреть вопросы, касающихся характера колониализма и империализма (Baumgart, 1982).
Хотя непосредственные факторы для развития виноградарства в Северной Америке, Южной Африке и Австралии, были противопоставлены  растущей глобализации, реальные процессы, были очень разными. Начиная от попыток британцев производить собственное вино в Америке, а не импортировать его из Франции, к «всепоглощающей страсти» шотландца Джеймса Басби к виноградарству, приведшей к созданию экспериментальных виноградников в Австралии и Новой Зеландии во второй трети XIX века (Рамсден 1940:362).
История марочных вин отражает третий элемент обмена.
Существуют убедительные доказательства того, что римляне, а также, возможно, греки и египтяне считали вина определенных годов особенно качественными и достойными хранения.
Отсутствие таких марочных вин в средневековый период было из-за неспособности хранить вино в течение какого-либо времени после замены запечатанных амфор деревянными бочками в конце второго века нашей эры (Черния, 1986).
Особенности марочных вин заключаются в том, что они требуют больших капиталовложений, что ожидаемо, увеличивает и прибыль.
Это было так же верно в отношении римского периода, и в девятнадцатом и двадцатом веках.
Для вин, которые не предназначены для продажи в течение года после их изготовления, окупаемость инвестиций занимала более длительное время. Для них необходимо было иметь запас бочек и мест для хранения. Это требовало еще больших капиталовложений. Поэтому марочные вина могли производить только те, кто обладал достаточными запасами капитала и мало нуждался в немедленном доступе к деньгам.
Такое вложение капитала осуществлялось в ожидании получения прибыли и сверхприбыли, получаемой от продажи вина в течение года после его изготовления.
Вино хорошего качества в настоящее время часто покупается как инвестиция, причем покупатель часто предпочитает продавать его в будущем со значительной прибылью, а не получать удовольствие от его потребления. Таким образом, вино вошло в сферу финансового капитала и аукционных домов.
Это некоторые из основных характеристик экономического производства и обмена, которые будут рассмотрены в конкретном контексте виноградарства и торговли вином.
Вместе с социальными и идеологическими факторами, кратко изложенными ранее в этой главе, они обеспечивают общую основу для построения исторической географии виноградарства.
Одно из самых непосредственных проявлений традиций культурного производства и «неудержимого человеческого опыта, пронизывающего всю историю и географию» (Cosgrove, 1984:65), лежит в самом ландшафте.
Как ясно показывают работы Зауэра (Leighly, 1963), культурный ландшафт обеспечивает важный ключ к пониманию прошлого людей и мест. Поэтому эта глава завершается кратким описанием трех культурных ландшафтов, выбранных для иллюстрации контрастных наборов процессов и периодов эволюции.
Первый из них — это Кот-д’Ор в Бургундии, иллюстрирующий  великолепный средневековый качественный виноградник.
Второй — это долина Верхнего Дору в Португалии, которая в восемнадцатом веке развивалась как новый регион экспорта вина, в результате политических и экономических связей Португалии с Великобританией.
Третий — это долина Напа (Калифорния), которая, благодаря применению ряда новейших технологических инноваций, стала в конце двадцатого века одной из крупнейших винодельческих областей мира.

Ещё по теме:

Comments are closed.

Смотрите также

World Bulk Wine — рынок вина не будет прежним

На прошлой неделе открылась Всемирная выставка World Bulk Wine, которая стала первым совме…