На прошлой неделе открылась Всемирная выставка World Bulk Wine, которая стала первым совместным открытым мероприятием для производителей и покупателей вина после пандемии.
За это время рынок стал совсем другим и “каждый ожидал, пока кто-то другой сделает первый шаг”. Многих впервые вернулись на торговую площадку WBWE после пандемии, и им пришлось “заново осваивать правила игры”. Было непонятно “как вести переговоры, когда цена на виноград не является самым важным фактором”?
По словам Ричарда Сиддла на выставке World Bulk Wine царила особая атмосфера, как на первом свидании: “Пандемия, ее влияние на цепочку поставок, рост стоимости товаров, а также последствия инфляции и недостаток упаковки привели к тому, что всем приходится искать новые способы ведения бизнеса. В настоящее время так сложились торговые обстоятельства, что на рынке много вина, но покупатели не уверены, что условия договора останутся такими же через три-шесть месяцев”.
“На протяжении многих лет покупатели и производители заключали долгосрочные обязательства, в которых были указаны стоимость и объемы покупки и продажи”, — объясняет Джон Вудрифф, директор по продажам Origin Wine. “Это были основы, на которых строился бизнес мировой винной индустрии”.
Беспрецедентный рынок.
“Все привыкли к ежегодным сделкам. Но сегодня они невозможны из-за роста цен на тару и транспортировку”, — добавил он.
WBWE — это единственная выставка, на которой большая часть мирового запаса вин продается в одном месте и пропустив ее можно остаться без объемов вина определенных сортов и некоторых регионов в следующем году.
Гай Смит, директор Frederick’s Wine Company, британского импортера вина, который работает с рядом производителей, включая Winegrapes Australia и Antigua Bodega в Аргентине, говорит: “Это необычная ситуация, когда покупатели приезжают на WBWE, чтобы получить обязательства по ценам и объемам, а производители не готовы их предоставить”.
Самым большим камнем преткновения для ведения бизнеса является постоянный дефицит стекла, а те бутылки, которые есть в наличии, поставляются одного размера и формы, особенно для продукции из Франции, Италии и Испании по принципу “покупаете или нет”. Поэтому покупатели и продавцы вынуждены вести переговоры, не зная, какими будут затраты на упаковку через несколько месяцев.
В результате на прошлой неделе на WBWE сложилась беспрецедентная тупиковая ситуация. Производители Южного полушария, в частности, пытались заключить сделки, чтобы подготовиться к урожаю 2023 года, который будет собран в первом квартале, а покупатели считали, что им выгоднее “долгая игра”.
Разрыв долгосрочных контрактов.
В настоящее время крупные британские компании меняют цены ежеквартально, что оказывает прямое воздействие на производителей, поставщиков и розничных продавцов на всех этапах цепочки поставок.
“Это очень усложняет ситуацию. Как часто мы будем вынуждены повышать розничные цены?”, — говорит Вудрифф.
“Но сегодня даже крупные розничные покупатели понимают, что им придется это делать”, — сказала консультант по оптовым винам Инге Стретманс, работающая на розничном рынке Бельгии, во время панельной дискуссии, посвященной анализу покупательской способности.
Торбьорн Роландер, бренд-менеджер шведской оптовой компании Enjoy Wine and Spirits, говорит, что “сейчас покупателям приходится быть гораздо более гибкими; особенно с партнерами, с которыми они планируют иметь долгосрочные отношения”.
“Раньше долгосрочные контракты никогда не менялись”, — добавил Стюарт Боуман-Худ, директор компании Fredericks Wine. “Сегодня нам приходится вести такие переговоры с ритейлерами, так как цены на стеклянные бутылки выросли с 30% в начале года до 40%”.
“Покупатели также наблюдают, как отреагирует рынок”, — говорит Паула Эдвардс, генеральный менеджер Winegrapes Australia. “Они считают, что смогут купить позже и готовы подождать”, — пояснила она.
Она сказала, что “последний раз была на выставке в 2019 году, когда мир был совсем другим, но сейчас хорошее время для возвращения на рынок, так как можно начать все сначала и обсудить с клиентами то, как они готовы вести совместный бизнес”.
По ее словам, “в идеале хотелось бы найти способ вернуться на розничный рынок Великобритании. Это большая цель для нашей компании”.
Австралийские проблемы.
У австралийских производителей и брокеров образовались большие объемы вина, которые нужно продать, но покупатели, не были готовы их брать даже по бросовым ценам — 80 центов австралийских долларов за литр и ниже.
Многие брокеры вскоре поняли, что им придется значительно снизить цены, чтобы привлечь интерес.
Последствия обвала китайского рынка были очевидны: австралийские производители искали способы срочно продать излишки вина для того, чтобы освободить место в резервуарах и погребах для урожая 2023 года.
“Сейчас это непросто”, — сказал Питер Флевеллин, менеджер по экспортным продажам компании CW Wines. “У нас есть давление на вместимость и пространство”.
Эдвардс сказала, что “готова предоставить скидку, если при этом сразу освободятся резервуары”. Например, вина, которые, по ее мнению, могут продаваться по цене 2,35 австралийских долларов за литр, скорее всего, будут продаваться по цене ближе к 1,15 австралийских долларов.
CW Wines надеется получить бизнес из Европы, особенно из Швеции и Скандинавии. “Мы готовы к отправке наших вин. У нас больше запасов, чем мы обычно”.
Однако даже привлекательность супердешевых цен из Австралии недостаточна, чтобы убедить некоторых покупателей перенести часть своих поставок в Австралию, поскольку дешевые цены придется компенсировать высокими транспортными расходами, а также неопределенностью сроков доставки.
“Рынок, безусловно, замедлился в связи с пандемией, а также из-за проблем с цепочкой поставок и транспортировкой”, — говорит Флевеллин.
Торговая напряженность.
Очевидно, что существует также скрытая напряженность между европейскими и британскими покупателями, которые считают, что Австралия слишком быстро отвернулась от рынков, которые помогли ей “сделать имя”, в пользу Китая. В тоже время Китай не готов просто так снова открыть свой рынок, особенно учитывая, что последние несколько лет он покупал более дорогие вин из других стран.
Также Китай сомневается в том, насколько серьезно Австралия отнесется к возвращению своих поставок на свои традиционные рынки после того, как Китай снизит тарифы и откроет свои границы для австралийского вина.
“Разочарование австралийских производителей на WBWE заключается в том, что на самом деле никаких повышенных тарифов на оптовые поставки вина в Китай нет, просто они не могут провести свои вина через таможню”, — добавил Флевеллин. Эдвардс опасается, что китайский рынок “не вернется в ближайшее время, несмотря на политику Австралии, направленную на то, чтобы это произошло”.
Этот факт подтвердила на прошлой неделе Фрэнсис Адамсон, губернатор Южной Австралии, во время отдельных торговых дебатов в Лондоне: “Потенциальное изменение ситуации с китайским рынком возможно не ранее, чем через пять лет”.
“Многие австралийские игроки, включая Winegrapes Australia, ведут гораздо более активный бизнес в своей стране и в Новой Зеландии, и надеются, что работа, проводимая там, может быть полезна и для других рынков Европы”.
В любом случае производители стремятся сократить объем производства до начала 2023 года, поскольку слишком много вин еще находится в резервуарах. Ожидается, что Winegrapes Australia соберет около 1 500 тонн по сравнению с 3 000 тонн в 2016 году.
Победители и проигравшие.
Но в мире, где есть проигравшие, есть и победители.
Вудрифф сказал, что Южная Африка, воспользовалась нехваткой Совиньон Блан в Новой Зеландии в последние пару лет.
Многие крупные клиенты перешли на поставки из Южной Африки, которая “предлагает что-то новое, что нравится клиентам и потребителям”.
Также существует хороший рынок для красных вин из Южной Африки. Наблюдается хороший спрос и объемы на сухие красные вина, что привело к “довольно стабильному ценообразованию” на красные и белые вина по всему миру.
Гай Смит сказал, что еще одним фактором, который следует учитывать, является изменение ставок пошлин в Великобритании в первой половине 2023 года, что означает повышение ставок на вина с более высокими пошлинами и потенциально может привести к увеличению средней стоимости литра аргентинского Мальбека на 35-45 центов и дальнейшему давлению на вина, особенно из Южного полушария, крепость которых выше 13,5–14%.
В связи с этим в этом году на WBWE присутствовало намного больше дистрибьюторов и операторов безалкогольных вин. Во время конференции было выделено время для переговоров и дегустаций на тему того, какую роль безалкогольные вина могут сыграть в будущем.
WBWE 2022 может стать знаковым событием в современной истории винной индустрии, так как все увидели истинную картину того, что на самом деле происходит в залах заседаний и переговорных комнатах по всему миру: “Это время, когда старые правила торговли не действуют, а новые правила создаются буквально у нас на глазах”.