Главная Про вино Японское вино Косю — от посредственности к успеху

Японское вино Косю — от посредственности к успеху

Косю - виноград и вино

Японская еда отлично сочетается с саке, но виноделы, живущие рядом с горой Фудзи, считают, что вино Косю также подходит к хрустящей тэмпуре и нежно нарезанной сырой рыбе.

Из-за обильных дождей и ужасной летней влажности Япония далека от идеального винного терруара, поэтому местным виноделам приходится приспосабливаться к климатическим трудностям.

Результатом их работ стало знаменитое легкое сухое белое вино Косю, прекрасно дополняющее тонкие ароматы японской кухни и завоевавшее множество международных наград.

Косю производится в Яманаси с начала 1870-х годов, после того как в этом горном регионе были заложены первые коммерческие виноградники. Виноград с плотной кожицей, который веками выращивался в Яманаси, считался оптимальным выбором для первых виноделов, которые изучали основы производства вин во Франции. Однако еще два десятилетия назад их результаты были весьма посредственными.

«Раньше считалось, что Косю не годится ни для вина, ни для еды, так как у него нет ни вкуса, ни аромата, ни цвета», — сказал Такаюки Тамура из Chateau Mercian, один из крупнейших производителей вина в Яманаси.

Поворотный момент наступил в 2003 году, когда группа японских и французских исследователей из Университета Бордо обнаружила цитрусовые нотки в Косю в результате тестов на ферментацию.

По словам Такаюки Тамура, это «привело к переосмыслению методов ведения сельского хозяйства и методов винификации, чтобы получить эти ароматы в вине».

С тех пор виноделы Яманаси вложили значительные средства в производство Косю, что в последствие окупилось.

В 2021 году два урожая Косю с виноделен региона завоевали платиновую медаль за второе место на Decanter World Wine Awards, крупнейшем в мире конкурсе вин.

Одним из лауреатов конкурса стала небольшая семейная винодельня L’Orient Shirayuri, основанная в 1938 году, на которой «сотрудники осматривали темно-сиреневые гроздья винограда на беседке под низким грозовым небом».

Выращивание на конструкциях «уменьшает воздействие влажности на виноград и помогает ему высохнуть на ветру», — говорит Кейя Учида, генеральный менеджер Shirayuri.

Чтобы защитить ягоды от дождя, на каждую гроздь винограда надевают мешочек из белого материала с восковой поверхностью, напоминающий зонтик.

«Иностранные посетители часто считают это немного странным, из-за затрачиваемого времени на прикрепление мешочков», — сказал 28-летний мужчина, изучавший виноградарство во французской Бургундии.

Но это «необходимая мера», так как из-за частых ливней и высокой влажности здесь виноград больше подвержен грибным заболеваниям (оидиуму и т.д.).

Такие усилия превратили плодородные почвы Яманаси, расположенного недалеко от самой известной вершины Японии, в главный винодельческий регион страны.

Около 90 производителей обеспечивают растущий рынок местным вином, при этом многие виноградники буквально «втиснуты» в так называемые «сельские коридоры» между застроенными районами. Но большая часть продукции по-прежнему производится в Японии с использованием винограда из других стран.

Около двух третей внутреннего рынка Японии по объему составляют импортные вина — в основном из Франции, Чили и Италии — от дешевых массовых вин до дорогих винтажей.

В 2018 году была введена специальная этикетка, маркирующая вино, выращенное в стране; средняя цена за бутылку такого вина  составляет от 2 000 до 3 000 иен (от 13 до 20 долларов). На вина «сделанные в Японии» приходится около пяти процентов рынка, и их доля постоянно растет.

По словам Мицухиро Анзо, генерального директора Chateau Mercian и президента Ассоциации производителей вина префектуры Яманаси, в течение пяти-шести лет доля таких вин может вырасти до 10 процентов благодаря улучшению качества Косю.

Мари Ишияма, 30-летняя жительница Токио, дегустирующая вина в Сираюри, также считает, что спрос на Косю растет: «Несмотря на популярность иностранных продуктов, возрождается интерес к местным продуктам, сделанным в Японии, включая вино».

Япония по-прежнему продает очень мало вина за границу: в 2021 году объем экспорта составил 687 млн. иен (6,2 миллиона долларов). Для сравнения в этом же году было продано на экспорт виски на 46 млрд. иен (420 миллионов долларов) и саке на 40 млрд. иен (24532 миллионов долларов).

По словам Фредерика Каюэлы, преподавателя академии вин Academie du Vin в Токио, высокая стоимость рабочей силы, климат Японии и ограниченные сельскохозяйственные площади не позволяют стране производить и экспортировать вино в больших объемах.

По его словам: «Японская винная индустрия сможет занять свою нишу, если сосредоточится на уникальном вкусе вина и на том, насколько хорошо оно сочетается с японской кухней».

Анзо из Chateau Mercian, который принадлежит гиганту по производству напитков Kirin и получил золотую медаль за вино Косю на Международном винном конкурсе 2021 года, считает также. «Еще двадцать лет назад мы пытались подражать иностранным винам, а сейчас у нас есть свои специфические сорта, такие как Косю» — говорит он.

«Многие зарубежные потребители интересуются японской культурой и кухней, что является хорошим фактором для расширения рынка японского вина».

Ещё по теме:

Comments are closed.

Смотрите также

Как вина мирового класса проходят путь от виноградника до прилавка

Каждый этап виноделия – это искусство. Многие считают, что вино создается на винограднике,…